+7 (812) 509-60-89
задать вопрос
Пн-Пт 09-19,
Сб - дежурство online

Ремесленная слобода в Свирьстрое

Ремесленная слобода на пристани в Свирьстрое

Поселок Свирьстрой является одной из многочисленных зеленых стоянок, встречающихся на пути круизного маршрута. Ежегодно в период навигации здесь останавливается около 300 теплоходов, и в среднем, местность посещает около 60 тысяч как русских, так и иностранных туристов. Первый теплоход пристает 11 мая, а последний 22 октября.
Большинство стоянок для путешественников интересны своими историческими и архитектурными объектами, но не каждое место позволяет надышаться исключительно чистым воздухом и уж далеко не каждое удивляет таким разнообразием материальной культуры, возрождения традиций и ремесел, которые сегодня развивают мастера и умельцы в Свирьстрое.
Поселок Свирьстрой расположен на берегу живописной реки Свирь, на территории между Онежским и Ладожским озером. В 18 столетии эти места осваивал сам Петр Великий, заложивший на берегах реки Свирь первую судостроительную верфь. У обитателей причалившего в Свирьстрое теплохода из Санкт-Петербурга, Петрозаводска или Кижей есть несколько часов для того чтобы погулять по поселку, воочию увидеть жизнь русской глубинки, возможно отправиться в пешеходную экскурсию, а в теплую погоду искупаться в чистейшем озере. А можно все отведенное для стоянки теплохода время провести на пристани, где уже не первый год работает чудо-ярмарка, или ремесленная слобода, знакомящая с истинно русскими народными промыслами. Прямо на берегу Свири стоит около тридцати деревянных срубов, в каждом из которых предлагаются эксклюзивные изделия разных ремесел. Здесь же может находиться сам мастер, который с удовольствием продемонстрирует как изготавливается то или иное изделие, даст рекомендации по уходу за ним или просто расскажет о происхождении своего ремесла. Рассмотрим самое интересное, что можно обнаружить в Свирьстрое.

Лунный селенит

В одной из избушек можно увидеть предметы декоративно-прикладного искусства - фигурки животных, вазочки, фужеры полупрозрачного золотисто-желтого цвета. Это изделия из селенита. Камень привозят с Урала. Крупные месторождения селенита известны на Кунгуре в Свердловской области.
Селенит (от греч. selene - Луна; в связи с характером света, отражаемого этим минералом) это минерал, структурная разновидность гипса с параллельно расположенными волосовидными кристалликами. Камень возникает в результате заполнения трещин в породах, причём обычно волокна перпендикулярны их стенкам. Образует плотные минеральные агрегаты с длиной волокон до 10-15 см, отливающие в отражённом свете красивым шелковистым блеском. Цвет в зависимости от примесей бывает белый, голубовато-белый до жёлтого и розового. Селенит широко используется как поделочный материал.
Мастера из Свирьстроя вручную изготавливают, обрабатывают, оттачивают эти тончайшие изделия. Все работы авторские, не раз представленные на всероссийских и международных выставках.

Королевский янтарь

В следующем домике во всем многообразии цвета и форм представлен янтарь, изготавливаемый мастерами Царскосельской янтарной мастерской. В Свирьстрое туристы могут приобрести эксклюзивные изделия из натурального янтаря, а не имитирующего минерал пластика. В древнерусский язык слово янтарь (в форме ентарь) пришло в начале XVI века (упоминается в летописи 1562 г.). Знатоки различают около двухсот пятидесяти разновидностей янтаря, от морского до земляного, который находят на Янтарном берегу. Прозрачные (чистые) и матовые самородки сортируют, для того чтобы выявить так называемые бастарды, сочетающие в себе оба этих свойства. О водянисто-прозрачных говорят, что они цвета льда, беловато-матовые камушки называют костяными, вообще, оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого цветового разнообразия обычно становятся различные вкрапления, например серный колчедан или водоросли, которые придают янтарю зеленоватый оттенок. Если внутри самородка застыло множество воздушных пузырьков, он приобретает белый пенистый цвет. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.
Сырье для изготовления изделий поступает из Калининграда. Учёные полагают, что самородки, которые выносятся волнами на берег Балтийского моря, обязаны своим происхождением соснам и кедрам, произраставшим в субтропическом климате среди пальм и олив сорок миллионов лет тому назад.
В магазинчике в Свирьстрое изделия из янтаря представлены в огромном количестве. Есть как образцы, выполненные в классическом стиле, так и современные модели. Кстати, этот отдел в Санкт-Петербурге представлен самым большим янтарным магазином в городе, где производственная линия полностью представлена, и туристы сами могут увидеть процесс обработки камня и оценить качество готового изделия. Ассортимент изделий широк: от необработанного камня, каким его добывают, до тончайших и изысканных украшений. Например, многие думают, что крупные бусы обязательно будут тяжелые, в магазине можно легко убедиться в обратном - кусок необработанного янтаря очень легкий. Вообще, из килограмма янтаря получается около четырехсот грамм изделия. Поскольку технология производства подразумевает сначала вскрытие шкуры, потом грубую обдирку, потом мелкую обдирку, потом выбираются внутренние резцы, а уже потом идет полировка изделия. На изделиях возможна гравировка бормашинкой, ручная огранка камня.

Благодатная береста

Теплым колоритом привлекает избушка, где представлены милые русскому сердцу изделия из бересты. А за прилавком гостей встречает сам мастер по бересте Глеб, который общаясь с туристами одновременно всегда что-то мастерит.
Берёста это верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков от жёлтого до коричневого.
На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты). У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.
Вот уже 10 лет Глеб осваивает это ремесло, впрочем и до этого он занимался резьбой по дереву, инкрустацией. Меня никто не учил, я сам научился. Береста - материал благодатный, замечательный, - рассказывает Глеб. Материал для изделий он снимает с дров, которые заготавливает дедушка в деревне. Главное, что отмечает мастер, кору нельзя снимать с живых берез, иначе они потом болеют. Береста это удивительно пластичный и теплый материал. Часто используется карельская береза. Изделия, которые изготавливает Глеб, выбираются случайно. На витрине можно увидеть не только традиционные туески, коробочки или бутылки, но и портфель, туфли, аксессуары для одежды. Я стараюсь делать утилитарные вещи, потому что просто сувениры это неинтересно. Береста руки любит. Со временем все вещи темнеют, появляются царапинки, а это как у золота патина такой налет более дорогой, более интересный, отмечает автор. На изготовление, например, одной бутылки может уйти от нескольких дней до недели. По наблюдениям самого мастера, французские туристы, причалившие в Свирьстрое, любят коробочки, а финны традиционно покупают бутылки.

Архангельские короба

Удивительной красоты избушка встречает туристов. Взору представляются разнообразные короба, выполненные коллективом мастеров из Архангельской области в традиционной технике северной росписи. В Свирьстрой архангельские короба привозят уже пятый год подряд, и по словам художников, они очень популярны у туристов. Среди изделий представлены не только новые короба, но и старинные образцы, чтобы продемонстрировать от чего сегодня отталкиваются резчики по дереву и художники. Кроме того, для туристов устраиваются мастер-классы по росписи.
Короб, коробейка, коробеюшка, коробойка это далеко не все названия емкости для хранения и перевозки круп, мелкого домашнего скарба, одежды, книг. Традиционно короба изготавливались из гнутого осинового, липового или березового луба в виде высокого цилиндра с навесной деревянной или надевающейся сверху крышки или прямоугольного ящика с закругленными углами, с навесной плоской или выпуклой крышкой.
На Руси были широко распространены короба, украшенные росписью. Эту традицию продолжают и современные художники, представляющие свой промысел в Свирьстрое. Короба покрываются росписью снаружи: на боковых стенках и верхней плоскости крышки. Роспись традиционно делается темперными красками по промазанной несколько раз олифой поверхности лубяного короба.
Мир на коробах всегда яркий, счастливый, рассказывающий о заморских зверях, невиданных цветах, счастливых, веселых людях. Традиционно живописцы любили изображать на коробах молодцов и девиц, с кубками в поднятых руках, героев былин, исторических преданий, легенд, скачущих на конях, освобождающих плененных девиц, побеждающих врагов. В росписи также встречались композиции, главными персонажами которых были фантастические звери и птицы: единорог, кентавр, птица сирин и птица алконост, а также птицы и звери, воспринимавшиеся людьми как фантастические: лев, барс, попугай. Все эти занимательные картинки были увиты, переплетены растительными побегами, крупными цветами, плодами граната и т.п.
Сегодня художники, расписывающие короба, предпочитают северодвинскую, мезенскую и другие росписи; сюжеты они черпают из изображений на предметах, представленных в экспозициях российских музеев.
Северодвинские короба расписывались красной, зеленой, желтой краской по охристо-золотистому фону в графической манере. Основу росписи составлял растительный узор из переплетающихся стеблей, листьев, цветов.
Очень интересны короба, расписанные мастерами с. Палащелье на р. Мезени: на красно-коричневом фоне черной краской наносился геометрический узор, составленный из квадратов, ромбов, зигзагов. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых северных мастеров.

Модные лоскутные фуфайки

Попав в ремесленную слободу в Свирьстрое, обязательно нужно разыскать домик с эксклюзивными фуфайками! Их, вот уже много лет, шьет и сама продает швея Ирина. Все вещи сшиты в лоскутной технике. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи всегда притягивают внимание. Однако, следует заметить, что эта техника применима не только для традиционного убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), но и для одежды, моментально превращая вещь из обычной в модную и стильную.
Автор работ называет свои вещи фуфайками, при этом говорит, что французы предпочитают слово жакет. Такие модели Вы не найдете в магазине, потому что каждая вещь неповторима, сочетание лоскутов ткани подобрано с большим вкусом. А цветовая композиция жакета всегда будет хорошо сочетаться с любыми однотонными брюками, юбкой или даже джинсами. При этом вещь выполнена чрезвычайно качественно. Окантовка бортов, карманов, воротника выполнена вручную так искусно, что Вы не заметите ни одной ниточки можно вывернуть и носить наизнанку! Ткани для изделий используются очень качественные. В каждом жакете есть непродуваемая прокладка, что особенно актуально для жителей северных регионов. При этом, в лавке Ирины можно найти практически любой размер.

Русский традиционный костюм

Недалеко от домика Ирины можно увидеть и широко представленную коллекцию русского традиционного костюма, который сегодня мастера изготавливают по образцам экспозиции российских музеев. Вся одежда шьется по традиционному русскому крою, который называется крест. В Свирьстрое представлены образцы костюмов северных местностей Вологды, Архангельска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Коллектив мастериц в течение года работает в основном на православных выставках в Санкт-Петербурге. Летом эту уникальную коллекцию можно увидеть, а какие-то изделия и приобрести в Свирьстрое.

Роспись по перламутру

В одной из избушек можно увидеть очень необычные вещи это броши, серьги, кольца, кулоны, шкатулки, картины, выполненные из перламутра и расписанные художниками из Свирьстроя. Изделия создаются на основе техники федоскинской росписи. Раковины используются океанические.
Лаковая миниатюра это один из видов традиционной русской миниатюрной живописи, основанный в 1798 году в подмосковном селе Федоскино. Оригинальной федоскинской техникой стало так называемое письмо по сквозному, которое выполняется масляными красками в три-четыре слоя по подкладке из сусального золота или перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, этот материал придает изображению глубину, эффект свечения. Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов и их последователей популярными не только в России, но и в Европе.
Кстати, перламутру приписывают свойство облегчать гипертонические кризы, излечивать заболевания почек, печени, желудка и кишечника. Стабилизирует он и деятельность нервной системы.
Вещи все авторские, ни одна роспись не повторяется, каждая работа подписана.

Золотистая хохлома

Ни одна ярмарка, знакомящая с русскими народными промыслами, не может обойтись без хохломы. Свирьстрой не стал исключением.
Хохлома это старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода; является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Техника хохломы оригинальная, подобных аналогов декоративно-прикладного искусства нигде в мире найти невозможно. Интересно, что на дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Отличие настоящей хохломы, которую можно найти в Свирьстрое, в покрытии золотистым лаком, придающим завершенность и сочность изделию.
Традиционные орнаменты Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII?XV11I столетиях, однако достижения современной техники и технологии позволили применить некоторые новые материалы и приемы. В основном этот процесс сводится к следующему. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды так называемого белья. Затем следует грунтовка покрытие жидким раствором глины или синтетическим грунтом, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется сушкой в печи. После чего изделие лакируют и подвергают закалке или горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жару, ни стужи. Таким образом на оригинальный стиль хохломы повлияли три фактора: навыки мастеров, орнаментальная культура Древней Руси и своеобразная технология производства изделий. Этот третий фактор во многом определил колорит золотой хохломы сочетание золота с киноварью и черным цветом. Именно эти три цвета, не изменяясь, не тускнея, выдерживают жар хохломских печей.
Сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки. Хохлома практически неотделима от представлений о русском народном промысле.

Красавицы матрешки

Разумеется матрешки тоже широко представлены в Свирьстрое.
Матрёшка русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах XIX века, а автором первой росписи был РОМ вокруг острова с заходом в Монастырскую бухту (Центральная усадьба) и обратно.



Скиты о. Валаам

Из Большой Никоновской бухты начитается пешеходная экскурсия по ближним скитам. Вы посетите наиболее известные и посещаемые скиты Воскресенский, Гефсиманский, Никольский, монастырскую ферму и услышите песнопения певчих в Воскресенском ските. Протяженность маршрута ֑Pِݐ֐ޑÐّQđϑ с раскраской и даже - незначительно - с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка - это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими "розанными" рисунками - основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки - сделанные в городе Семёнове Нижегородской области - легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей "вместительностью" - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая "северная" в России - вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.
В Свирьстрое широко представлены как фабричные семеновские матрешки, так и матрешки ручной работы из Сергиева Посада, которые отличаются простым дизайном, передают быт русских семей. Сейчас при их изготовлении пытаются сохранить их уникальность и эксклюзивность и не довести до массового производства.

Ювелирные изделия в традициях Фаберже

Сияющие витрины с ювелирными изделиями тоже есть на пристани в Свирьстрое. Это продукция ювелирного завода Альфа, который продолжает традиции Карла Фаберже и изготавливает миниатюрные подвески в стиле маэстро, при изготовлении которых используются уникальные в ювелирном производстве технологии и ручной труд.
Изделия выполняются из золота или серебра с нанесением цветных эмалей, украшаются драгоценными камнями. Коллекция, созданная при участии художников, дизайнеров, ювелиров насчитывающая сотни моделей этих изделий, постоянно пополняется новыми экземплярами. Основу составляют подвески, выполненные как в классическом, так и современной дизайне. Особый интерес представляют украшения с ручной росписью, с изображением религиозной символики, государственных атрибутов, а также оригинальные подвески флакончики для духов и подвески с сюрпризом.

Это далеко не все ремесла, которые представлены в Свирьстрое на пристани. Упоминания достойны акварельные работы, выполненные местными художниками, получившими академическое образование в Петербурге и вернувшимися работать в Свирьстрой; лаковая миниатюра шкатулки из папье-маше, выполненные художниками Сергиева Посада, и оригинально расписанные не только традиционными сюжетами, присущими этой технике, но и тонкими копиями художников символистов, таких как Густав Климт или Альфред Муха; есть тут изделия скорняков оригинальные меховые вещи, сшитые вручную; сувенирные куклы и многое другое. Ремесленная слобода в Свирьстрое это то, что лучше один раз увидеть, почувствовать, подержать в руках, померить. В планах слободы построить на пристани круглое здание под сводным куполом, внутри разделенное на сектора. В каждом секторе художники будут проводить мастер-классы по различным ремеслам: русская матрешка, лаковая миниатюра., живопись и др., а туристы воочию увидят как изготавливается то, что является нашим достоянием, свидетельством уважительного отношения к традициям предков.

Вытегра
Горицы
Елабуга
Из Петербурга в Москву
Казань
Козьмодемьянск (ВасЮкки)
Кострома
Лодейное Поле
Мандроги
Москва
Мышкин
Нижний Новгород
о. Кижи
о.Валаам
Пермь
Петрозаводск
Плёс
Рыбинск
Санкт-Петербург
Свирьстрой
Соловецкие острова
Сосенки
Углич
Ульяновск
Чайковский
Чебоксары
Череповец
Чистополь
Ярославль

Менеджер ответит на все Ваши вопросы!

Связаться с менеджером вы можете по телефонам:
+7 (812) 509-60-89, 955-50-50.

Или просто оставьте менеджеру сообщение и свои контактные данные - он свяжется с Вами сам.

Ваше имя:

Не указано Имя

E-mail:

E-mail не указан или указан неверно

Телефон:

Не указан Телефон

Сообщение:


Защита от спама:

Код не указан или указан неверно